Инклюзивное образование

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования

20.08.2019

  1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
  3. Постановление от 13.12.2013 г. № 543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
  4. Постановление администрации г. Лангепас № 1042 от 22.07.2020 "О создании межведомственной рабочей группы по разработке, утверждению и реализации непрерывных индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов с учетом необходимости преемственности в работе с детьми и молодыми инвалидами целевой группы по их сопровождению при координационном совете по вопросам реабилитации инвалидов"

Создание условий для организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид»

01.09.2019

Для организации образовательного процесса детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид» и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении создаются оптимальные условия.

В 2019-2020 учебном году в ЛГ МАОУ «СОШ №5» на начало учебного года обучалось 13 детей-инвалидов и 25 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках инклюзивного образования 31 обучающийся, имеющий статус «ребенок - инвалид» или «ребенок с ОВЗ» обучаются в общеобразовательных классах.

По заключению врачебной комиссии БУ «Лангепасская городская больница» и на основании заявления родителей для 7 обучающихся (детей, имеющих статус «ребенок-инвалид», ребёнок с ОВЗ) организовано индивидуальное обучение, согласно заявлениям родителей, составлен индивидуальный учебный план, расписание уроков согласовано с родителями.

В образовательном учреждении созданы условия для организации образовательного процесса детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид» и детей с ограниченными возможностями здоровья различных категорий:

·         нарушения слуха;

·         тяжелые нарушения речи;

·         нарушения опорно-двигательного аппарата;

·         задержка психического развития;

·         дети со сложным дефектом.

Для обучающихся детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид» и детей с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс организован с учётом индивидуальных особенностей ребенка, рекомендаций ТПМПК,ИПР.

Обучение и воспитание детей, имеющих статус «ребёнок – инвалид» и детей с ОВЗ в образовательном учреждении обеспечивают не только педагоги (учителя - предметники, классные руководители), но и специалисты сопровождения: 3 педагога-психолога, 2 учителя-логопеда,  учитель-дефектолог, социальный педагог.

Предоставление психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в усвоении основных образовательных программ, своем развитии и социальной адаптации осуществляется через психолого-педагогический консилиум школы (ППК), в состав которого входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги-психологи, учитель-логопед, учитель-дефектолог и социальный педагог.

В 2019-2020 учебном году обучение по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования для детей с ОВЗ организовано для 22 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (14 обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и 7 обучающихся с ЗПР, 1 обучающийся с нарушениями слуха)

Для выпускников 9-х классов, имеющих статус «ребенок с ОВЗ» (ЗПР) по заключению ТПМПК будет организована рекомендуемая форма сдачи государственной итоговой аттестации; проводятся мероприятия по профессиональной ориентации - курс занятий для обучающихся 8-9классов «Твоя профессиональная карьера».

Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) организованы групповые занятия с педагогом-психологом по развитию всех психических функций; гармонизацию эмоционально-волевой сферы и подгрупповые занятия с учителем –логопедом.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) организованы групповые занятия с педагогом – психологом по развитию общего кругозора, социально-коммуникативных навыков, индивидуальные занятия с учителем -логопедом.

Для детей с нарушениями слуха (начальная школа) - групповые занятия с педагогом-психологом на развитие коммуникативных навыков, гармонизацию эмоционально-волевой сферы; индивидуальные занятия с учителем-логопедом.

Для обучающихся с нарушениями слуха (индивидуальное обучение) организованы индивидуальные занятия по формированию познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Тренинг личностного роста по курсу «Тропинка к своему «Я»,  Песочная терапия.

Организованы индивидуальные и групповые занятия с педагогами - психологами (по заключению ТПМПК):

·         по формированию коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы развитие психических функций функционирования;

·         индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов, психических функций;

·         коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие всех психических функций, гармонизацию эмоционально волевой сферы;

·         для обучающихся 5-6 классов проводится тренинг личностного роста по курсу «Тропинка к своему «Я» (курс занятий для обучающихся 5-6 классов «Уроки психологии в средней школе»).

Через тренинги, занятия с педагогом-психологом реализуются возможности для формирования профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов.

Организация и проведение «Уроков доброты» в рамках толерантного воспитания учащихся.

Оказание социальной помощи ребёнку по коррекции взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями.

В период длительной болезни для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс организовывается с применением дистанционных технологий.

В образовательном учреждении имеются оборудованные учебные кабинеты, библиотека, два спортивных зала, кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет, кабинет для индивидуальных занятий. В кабинете педагога-психолога установлен сенсорный уголок, световые планшеты для рисования песком с цветной подсветкой. Приобретено оборудование для логопедического кабинета (Дидактические пособия, Логопедический тренажер Дельта (программа технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей), слухоречевой тренажер СОЛО-звукоусиливающая аппаратура.

Доступ в школу обеспечен подъёмным устройством для маломобильных групп населения, установлен видеомагнитофон для вызова персонала.

 

Нормативно-правовое обеспечение

Для организации образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ разработаны локальные акты, положения, утверждена адаптированная образовательная программа.

Разработана и утверждена «Карта индивидуального психологического сопровождения детей – инвалидов и детей с ОВЗ».

В школе разработана и утверждена «Дорожная карта» в целях обеспечения своевременного и эффективного участия ЛГ МАОУ «СОШ№5» в реализации проекта по созданию безбарьерной среды. Реализация мероприятий «Дорожной карты» направлена на создание в образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов с обществом, а также оснащение учреждения специальным оборудованием в целях обеспечения физической доступности образовательного учреждения и для организации образовательного процесса.

Составлен и утвержден Паспорт доступности объекта, находящегося в муниципальной собственности Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5». По результатам обследования объекта выявлены и намечены необходимые работы.Хочу такой сайт

Заключен Договор о сотрудничестве с КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №1».

Составлено и подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии на 2019-2020 учебный год с Лангепасским Реабилитационным центром«Анастасия».

 

Кадровое и методическое обеспечение

В образовательном учреждении с данной категорией детей работают педагоги, имеющие соответствующее образование и квалификацию. В школе организована работа по повышению квалификации педагогических работников.

Ежегодно вносятся изменения в план повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.

Повышение квалификации по вопросам организации образования детей, имеющих особенности развития, осуществляется через самообразование педагогов, через организацию и проведение семинаров, вебинаров на базе образовательного учреждения и учреждений города.

В рамках соглашения с КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №1» педагоги повышают свою квалификацию через семинары, вебинары, открытые занятия, проводимые данным учреждением.

 

Социально-реабилитационное обеспечение

Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса осуществляется в рамках психолого-педагогического консилиума.

Организованы занятия (индивидуальные или подгрупповые) с педагогом - психологом по формированию коммуникативных навыков.

Организованы занятия с учителем - логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи.

Коррекционная работа с детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями проводится согласно утвержденных планов педагогами- психологами и учителем-логопедом, учителем-дефектологом.

В школе создаются условия для привлечения детей с ОВЗ и детей- инвалидов к подготовке классных и общешкольных мероприятий с целью развития и формирования навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.

Вовлечение учащихся данной категории в социально-значимую деятельность классного коллектива, школы:

выполнение общественных поручений;

·         участие в конкурсах:

·         участие в мероприятиях:

·         участие в школьных трудовых акциях;

·         участие по возможности в спортивных мероприятиях.

100% детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов заняты внеклассной или внеурочной деятельностью.

Совместно с Лангепасским Реабилитационным центром «Анастасия» разработана «Индивидуальная комплексная программа реабилитационно-образовательного сопровождения обучающегося.

 

Информационно-просветительское обеспечение

На школьном сайте создан раздел «Инклюзивное образование», где размещены рекомендации для педагогов, родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Проведены беседы, круглые столы среди школьников с целью формирования у них толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, имеющим статус «ребенок-инвалид».

Педагоги-психологи проводят индивидуальные консультации для родителей и педагогов по организации образовательного процесса детей с ОВЗ и детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид».

Для родителей, обучающихся детей, имеющих статус «ребенок-инвалид» и детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся обучающие семинары по использованию ИКТ.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».