Инклюзивное образование

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования

20.08.2019

  1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  2. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
  3. Постановление от 13.12.2013 г. № 543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
  4. Постановление администрации г. Лангепас № 1042 от 22.07.2020 "О создании межведомственной рабочей группы по разработке, утверждению и реализации непрерывных индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов с учетом необходимости преемственности в работе с детьми и молодыми инвалидами целевой группы по их сопровождению при координационном совете по вопросам реабилитации инвалидов"

Создание условий для организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид»

01.09.2020

Для организации образовательного процесса детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид» и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении создаются оптимальные условия.

В 2020-2021 учебном году в ЛГ МАОУ «СОШ №5» на начало учебного года обучалось 14 детей-инвалидов и 36 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках инклюзивного образования 49 обучающийся, имеющий статус «ребенок - инвалид» или «ребенок с ОВЗ» обучаются в общеобразовательных классах.

По заключению врачебной комиссии БУ «Лангепасская городская больница» и на основании заявления родителей для 7 обучающихся (детей, имеющих статус «ребенок-инвалид», ребёнок с ОВЗ) организовано индивидуальное обучение, согласно заявлениям родителей, составлен индивидуальный учебный план, расписание уроков согласовано с родителями.

В образовательном учреждении созданы условия для организации образовательного процесса детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид» и детей с ограниченными возможностями здоровья различных категорий:

·         нарушения слуха;

·         тяжелые нарушения речи;

·         нарушения опорно-двигательного аппарата;

·         задержка психического развития;

·         дети со сложным дефектом.

Для обучающихся детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид» и детей с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс организован с учётом индивидуальных особенностей ребенка, рекомендаций ТПМПК,ИПР.

Обучение и воспитание детей, имеющих статус «ребёнок – инвалид» и детей с ОВЗ в образовательном учреждении обеспечивают не только педагоги (учителя - предметники, классные руководители), но и специалисты сопровождения: 3 педагога-психолога, 2 учителя-логопеда,  учитель-дефектолог, социальный педагог.

Предоставление психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в усвоении основных образовательных программ, своем развитии и социальной адаптации осуществляется через психолого-педагогический консилиум школы (ППК), в состав которого входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги-психологи, учитель-логопед, учитель-дефектолог и социальный педагог.

В 2019-2020 учебном году обучение по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования для детей с ОВЗ организовано для 22 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (14 обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и 7 обучающихся с ЗПР, 1 обучающийся с нарушениями слуха)

Для выпускников 9-х классов, имеющих статус «ребенок с ОВЗ» (ЗПР) по заключению ТПМПК будет организована рекомендуемая форма сдачи государственной итоговой аттестации; проводятся мероприятия по профессиональной ориентации - курс занятий для обучающихся 8-9классов «Твоя профессиональная карьера».

Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) организованы групповые занятия с педагогом-психологом по развитию всех психических функций; гармонизацию эмоционально-волевой сферы и подгрупповые занятия с учителем –логопедом.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) организованы групповые занятия с педагогом – психологом по развитию общего кругозора, социально-коммуникативных навыков, индивидуальные занятия с учителем -логопедом.

Для детей с нарушениями слуха (начальная школа) - групповые занятия с педагогом-психологом на развитие коммуникативных навыков, гармонизацию эмоционально-волевой сферы; индивидуальные занятия с учителем-логопедом.

Для обучающихся с нарушениями слуха (индивидуальное обучение) организованы индивидуальные занятия по формированию познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Тренинг личностного роста по курсу «Тропинка к своему «Я»,  Песочная терапия.

Организованы индивидуальные и групповые занятия с педагогами - психологами (по заключению ТПМПК):

·         по формированию коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы развитие психических функций функционирования;

·         индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов, психических функций;

·         коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие всех психических функций, гармонизацию эмоционально волевой сферы;

·         для обучающихся 5-6 классов проводится тренинг личностного роста по курсу «Тропинка к своему «Я» (курс занятий для обучающихся 5-6 классов «Уроки психологии в средней школе»).

Через тренинги, занятия с педагогом-психологом реализуются возможности для формирования профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов.

Организация и проведение «Уроков доброты» в рамках толерантного воспитания учащихся.

Оказание социальной помощи ребёнку по коррекции взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями.

В период длительной болезни для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательный процесс организовывается с применением дистанционных технологий.

В образовательном учреждении имеются оборудованные учебные кабинеты, библиотека, два спортивных зала, кабинет педагога-психолога, логопедический кабинет, кабинет для индивидуальных занятий. В кабинете педагога-психолога установлен сенсорный уголок, световые планшеты для рисования песком с цветной подсветкой. Приобретено оборудование для логопедического кабинета (Дидактические пособия, Логопедический тренажер Дельта (программа технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей), слухоречевой тренажер СОЛО-звукоусиливающая аппаратура.

Доступ в школу обеспечен подъёмным устройством для маломобильных групп населения, установлен видеомагнитофон для вызова персонала.

 

Нормативно-правовое обеспечение

Для организации образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ разработаны локальные акты, положения, утверждена адаптированная образовательная программа.

Разработана и утверждена «Карта индивидуального психологического сопровождения детей – инвалидов и детей с ОВЗ».

В школе разработана и утверждена «Дорожная карта» в целях обеспечения своевременного и эффективного участия ЛГ МАОУ «СОШ№5» в реализации проекта по созданию безбарьерной среды. Реализация мероприятий «Дорожной карты» направлена на создание в образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов с обществом, а также оснащение учреждения специальным оборудованием в целях обеспечения физической доступности образовательного учреждения и для организации образовательного процесса.

Составлен и утвержден Паспорт доступности объекта, находящегося в муниципальной собственности Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5». По результатам обследования объекта выявлены и намечены необходимые работы.

Заключен Договор о сотрудничестве с КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №1».

Составлено и подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии на 2019-2020 учебный год с Лангепасским Реабилитационным центром«Анастасия».

 

Кадровое и методическое обеспечение

В образовательном учреждении с данной категорией детей работают педагоги, имеющие соответствующее образование и квалификацию. В школе организована работа по повышению квалификации педагогических работников.Хочу такой сайт

Ежегодно вносятся изменения в план повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.

Повышение квалификации по вопросам организации образования детей, имеющих особенности развития, осуществляется через самообразование педагогов, через организацию и проведение семинаров, вебинаров на базе образовательного учреждения и учреждений города.

В рамках соглашения с КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №1» педагоги повышают свою квалификацию через семинары, вебинары, открытые занятия, проводимые данным учреждением.

 

Социально-реабилитационное обеспечение

Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса осуществляется в рамках психолого-педагогического консилиума.

Организованы занятия (индивидуальные или подгрупповые) с педагогом - психологом по формированию коммуникативных навыков.

Организованы занятия с учителем - логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи.

Коррекционная работа с детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями проводится согласно утвержденных планов педагогами- психологами и учителем-логопедом, учителем-дефектологом.

В школе создаются условия для привлечения детей с ОВЗ и детей- инвалидов к подготовке классных и общешкольных мероприятий с целью развития и формирования навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.

Вовлечение учащихся данной категории в социально-значимую деятельность классного коллектива, школы:

выполнение общественных поручений;

·         участие в конкурсах:

·         участие в мероприятиях:

·         участие в школьных трудовых акциях;

·         участие по возможности в спортивных мероприятиях.

100% детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов заняты внеклассной или внеурочной деятельностью.

Совместно с Лангепасским Реабилитационным центром «Анастасия» разработана «Индивидуальная комплексная программа реабилитационно-образовательного сопровождения обучающегося.

 

Информационно-просветительское обеспечение

Проведены беседы, круглые столы среди школьников с целью формирования у них толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, имеющим статус «ребенок-инвалид».

Педагоги-психологи проводят индивидуальные консультации для родителей и педагогов по организации образовательного процесса детей с ОВЗ и детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид».

Для родителей, обучающихся детей, имеющих статус «ребенок-инвалид» и детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся обучающие семинары по использованию ИКТ.

Материально-техническая база

01.09.2020

В ЛГ МАОУ «СОШ №5» создана адаптивная образовательная среда для детей – инвалидов и инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в части специальных технических средств, программного обеспечения и специализированных педагогических кадров для организации доступного качественного образования по программам общего, среднего профессионального и дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны и утверждены Паспорт доступности объекта (от июня 2019 года), Реабилитационный паспорт образовательного учреждения (от ноября 2019 года), реализуются адаптированные основные образовательные программы начального общего, основного общего образования обучающихся с различными нарушениями развития

 В образовательном учреждении имеются специальные технические и программные средства для организации доступного качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью:

- логопедический тренажер «Дэльфа-142.1», а так же дополнительное логопедическое и игровое оборудование (для расширения возможностей тренажера «Дэльфа – 142.1»»);

- конторка Базарного;

- слуховой тренажер Соло-01В;

- наушники с микрофоном;

- программа экранного доступа «АВЕРС»;

 - специализированная клавиатура;

- моноблок HP ProOne 400 АЮ 23 дюйма;

- сенсорный уголок;

- планшет для рисования песком;

- видеодомофон для вызова персонала;

- подъемное устройство ПТУ-001;

- радиокласс (радиомикрофон) "Сонет-РСМ" РМ-8-1 заушной индуктор и индукционная петля;

- таблички с азбукой Брайля;

- пиктораммы тактильные;

- мнемосхемы. 

Информационные материалы

20.08.2019

Педагогические приемы создания ситуации успеха обучающегося с ОВЗ в условиях дистанционного обучения.pdf (скачать) (посмотреть)
Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации по организации дистанционного обучения лиц с инвалидностью, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.pdf (скачать) (посмотреть)
Дистанционное обучение детей с ЗПР. Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы обучения ребенка.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».