Инклюзивное образование
Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования
20.08.2019
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
- Постановление от 13.12.2013 г. № 543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
- Постановление администрации г. Лангепас № 1042 от 22.07.2020 "О создании межведомственной рабочей группы по разработке, утверждению и реализации непрерывных индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и молодых инвалидов с учетом необходимости преемственности в работе с детьми и молодыми инвалидами целевой группы по их сопровождению при координационном совете по вопросам реабилитации инвалидов"
- Алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в образовательных организациях и организациях социального обслуживания, на трудоустройство по должности «тьютор», «ассистент (помощник)»
Создание условий для организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид»
01.09.2020
Для организации образовательного процесса детей,
имеющих статус «ребёнок-инвалид» и детей с ограниченными возможностями здоровья
в образовательном учреждении создаются оптимальные условия.
В 2021-2022 учебном году в ЛГ МАОУ «СОШ №5» на начало учебного года обучалось 16 детей-инвалидов и 43 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках инклюзивного образования 59 обучающихся, имеющих статус «ребенок - инвалид» или «ребенок с ОВЗ» обучаются в общеобразовательных классах.
По заключению врачебной комиссии БУ «Лангепасская
городская больница» и на основании заявления родителей для 9 обучающихся (детей,
имеющих статус «ребенок-инвалид», ребёнок с ОВЗ) организовано индивидуальное обучение,
согласно заявлениям родителей, составлен индивидуальный учебный план,
расписание уроков согласовано с родителями.
В образовательном учреждении созданы условия для организации
образовательного процесса детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид» и детей с
ограниченными возможностями здоровья различных категорий:
·
нарушения слуха;
·
тяжелые нарушения
речи;
·
нарушения
опорно-двигательного аппарата;
·
задержка
психического развития;
·
дети со сложным дефектом.
Для обучающихся детей, имеющих статус
«ребёнок-инвалид» и детей с ограниченными возможностями здоровья
образовательный процесс организован с учётом индивидуальных особенностей
ребенка, рекомендаций ТПМПК,ИПР.
Обучение и воспитание детей, имеющих статус «ребёнок –
инвалид» и детей с ОВЗ в образовательном учреждении обеспечивают не только
педагоги (учителя - предметники, классные руководители), но и специалисты
сопровождения: 3 педагога-психолога, 2 учителя-логопеда, учитель-дефектолог, социальный педагог.
Предоставление психолого-педагогической, социальной
помощи обучающимся, испытывающим трудности в усвоении основных образовательных
программ, своем развитии и социальной адаптации осуществляется через
психолого-педагогический консилиум школы (ППК), в состав которого входят
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учителя начальных
классов, учителя-предметники, педагоги-психологи, учитель-логопед,
учитель-дефектолог и социальный педагог.
В 2021-2022 учебном году обучение по Федеральным
государственным образовательным стандартам начального общего образования для
детей с ОВЗ организовано для 39 обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
Для выпускников 9-х классов, имеющих статус «ребенок с
ОВЗ» (ЗПР) по заключению ТПМПК будет организована рекомендуемая форма сдачи
государственной итоговой аттестации; проводятся мероприятия по профессиональной
ориентации - курс занятий для обучающихся 8-9 классов «Твоя профессиональная
карьера».
Для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
организованы групповые занятия с педагогом-психологом по развитию всех
психических функций; гармонизацию эмоционально-волевой сферы и индивидуальные или подгрупповые
занятия с учителем –логопедом.
Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(НОДА) организованы групповые занятия с педагогом – психологом по развитию
общего кругозора, социально-коммуникативных навыков, индивидуальные занятия с
учителем -логопедом.
Для детей с нарушениями слуха (начальная школа) -
групповые занятия с педагогом-психологом на развитие коммуникативных навыков,
гармонизацию эмоционально-волевой сферы; индивидуальные занятия с
учителем-логопедом.
Для обучающихся с нарушениями слуха (индивидуальное
обучение) организованы индивидуальные занятия по формированию познавательной
сферы, эмоционально-волевой сферы. Тренинг личностного роста по курсу «Тропинка
к своему «Я», Песочная терапия.
Организованы индивидуальные и групповые занятия с
педагогами - психологами (по заключению ТПМПК):
·
по формированию коммуникативных
функций, эмоционально-волевой сферы развитие психических функций функционирования;
·
индивидуальные
коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных
процессов, психических функций;
·
коррекционно-развивающие
занятия, направленные на развитие всех психических функций, гармонизацию
эмоционально волевой сферы;
·
для обучающихся
5-6 классов проводится тренинг личностного роста по курсу «Тропинка к своему
«Я» (курс занятий для обучающихся 5-6 классов «Уроки психологии в средней
школе»).
Через тренинги, занятия с педагогом-психологом
реализуются возможности для формирования профессионального самоопределения
учащихся с ОВЗ, детей-инвалидов.
Организация и проведение «Уроков доброты» в рамках
толерантного воспитания учащихся.
Оказание социальной помощи ребёнку по коррекции
взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями.
В период длительной болезни для детей с ограниченными
возможностями здоровья образовательный процесс организовывается с применением
дистанционных технологий.
В образовательном учреждении имеются оборудованные
учебные кабинеты, библиотека, два спортивных зала, кабинет педагога-психолога,
логопедический кабинет, кабинет для индивидуальных занятий. В кабинете
педагога-психолога установлен сенсорный уголок, световые планшеты для рисования
песком с цветной подсветкой. Приобретено оборудование для логопедического
кабинета (Дидактические пособия, Логопедический тренажер Дельта (программа
технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной
стороны речи у детей), слухоречевой тренажер СОЛО-звукоусиливающая аппаратура.
Доступ в школу обеспечен подъёмным устройством для
маломобильных групп населения, установлен видеомагнитофон для вызова персонала.
Нормативно-правовое обеспечение
Для организации образовательного процесса для
детей-инвалидов и детей с ОВЗ разработаны локальные акты, положения, утверждена
адаптированная образовательная программа.
Разработана и утверждена «Карта индивидуального
психологического сопровождения детей – инвалидов и детей с ОВЗ».
В школе разработана и утверждена «Дорожная карта» в
целях обеспечения своевременного и эффективного участия ЛГ МАОУ «СОШ№5» в
реализации проекта по созданию безбарьерной среды. Реализация мероприятий
«Дорожной карты» направлена на создание в образовательном учреждении
универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию
детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов с обществом, а также
оснащение учреждения специальным оборудованием в целях обеспечения физической
доступности образовательного учреждения и для организации образовательного
процесса.
Составлен и утвержден Паспорт доступности объекта,
находящегося в муниципальной собственности Лангепасского городского
муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №5». По результатам обследования объекта выявлены и намечены необходимые работы.
Заключен Договор о сотрудничестве с КОУ
«Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №1».
Составлено и подписано Соглашение о сотрудничестве и
взаимодействии на 2021-2022 учебный год с БУ "Лангепасский реабилитационный
центр».
Кадровое и методическое обеспечение
В образовательном учреждении с данной категорией детей
работают педагоги, имеющие соответствующее образование и квалификацию. В школе
организована работа по повышению квалификации педагогических работников.
Ежегодно вносятся изменения в план повышения
квалификации и переподготовки педагогических работников.
Повышение квалификации по вопросам организации
образования детей, имеющих особенности развития, осуществляется через
самообразование педагогов, через организацию и проведение семинаров, вебинаров
на базе образовательного учреждения и учреждений города.
В рамках соглашения с КОУ «Нижневартовская школа для
обучающихся с ОВЗ №1» педагоги повышают свою квалификацию через семинары,
вебинары, открытые занятия, проводимые данным учреждением.
Социально-реабилитационное обеспечение
Психолого-педагогическое сопровождение всех участников
образовательного процесса осуществляется в рамках психолого-педагогического
консилиума.
Организованы занятия (индивидуальные или подгрупповые)
с педагогом - психологом по формированию коммуникативных навыков.
Организованы занятия с учителем - логопедом
(индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи,
пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи.
Коррекционная работа с детьми - инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями проводится согласно утвержденных планов педагогами-
психологами и учителем-логопедом, учителем-дефектологом.
В школе создаются условия для привлечения детей с ОВЗ
и детей- инвалидов к подготовке классных и общешкольных мероприятий с целью
развития и формирования навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции.
Вовлечение учащихся данной категории в
социально-значимую деятельность классного коллектива, школы:
выполнение общественных поручений;
·
участие в конкурсах:
·
участие в мероприятиях:
·
участие в
школьных трудовых акциях;
·
участие по
возможности в спортивных мероприятиях.
100% детей с ограниченными возможностями и
детей-инвалидов заняты внеклассной или внеурочной деятельностью.
Совместно с БУ "Лангепасский реабилитационный центр» разработана «Индивидуальная комплексная программа
реабилитационно-образовательного сопровождения обучающегося.
Информационно-просветительское
обеспечение
Проведены беседы, круглые столы среди школьников с
целью формирования у них толерантного отношения к детям с ограниченными
возможностями здоровья и детям, имеющим статус «ребенок-инвалид».
Педагоги-психологи проводят индивидуальные
консультации для родителей и педагогов по организации образовательного процесса
детей с ОВЗ и детей, имеющих статус «ребёнок-инвалид».
Для родителей, обучающихся детей, имеющих статус
«ребенок-инвалид» и детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся
обучающие семинары по использованию ИКТ.
Материально-техническая база
01.09.2020
В ЛГ МАОУ «СОШ №5» создана адаптивная
образовательная среда для детей – инвалидов и инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья в части специальных технических средств, программного
обеспечения и специализированных педагогических кадров для организации
доступного качественного образования по программам общего, среднего профессионального
и дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Разработаны и утверждены Паспорт доступности объекта (от июня 2019 года),
Реабилитационный паспорт образовательного учреждения (от ноября 2019 года),
реализуются адаптированные основные образовательные программы начального
общего, основного общего образования обучающихся с различными нарушениями
развития
В
образовательном учреждении имеются специальные технические и программные
средства для организации доступного качественного образования обучающихся с
ограниченными возможностями и инвалидностью:
- логопедический тренажер
«Дэльфа-142.1», а так же дополнительное логопедическое и игровое оборудование
(для расширения возможностей тренажера «Дэльфа – 142.1»»);
- конторка Базарного;
- слуховой тренажер Соло-01В;
- наушники с микрофоном;
- программа экранного доступа «АВЕРС»;
-
специализированная клавиатура;
- моноблок HP ProOne 400 АЮ 23 дюйма;
- сенсорный уголок;
- планшет для рисования песком;
- видеодомофон для вызова персонала;
- подъемное устройство ПТУ-001;
- радиокласс (радиомикрофон)
"Сонет-РСМ" РМ-8-1 заушной индуктор и индукционная петля;
- таблички с азбукой Брайля;
- пиктораммы тактильные;
- мнемосхемы.
Информационные материалы
20.08.2019